Беспокойство бизнеса по поводу торговых тарифов в мире продолжает расти, хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие полгода. Согласно новому отчету аналитической компании GlobalData, 37% из более чем 400 опрошенных компаний стали «значительно более обеспокоены» тарифами за последние шесть месяцев. Этот показатель впервые демонстрирует замедление роста тревожности, так как с апреля он держался на уровне около 55%.
Главной проблемой для предпринимателей стал рост производственных издержек, включая стоимость сырья и комплектующих. На это указали 58% респондентов по сравнению с 50% в апреле. Ранее основной сложностью считалась неопределенность в долгосрочном планировании, однако теперь она отошла на второе место, хотя и остается серьезной проблемой для 54% опрошенных.
Как отмечают аналитики GlobalData, многие компании уже столкнулись с ростом расходов из-за фиксированного 10% тарифа на экспорт в США и ответных мер других стран. «Эти издержки, скорее всего, вырастут по мере того, как новые взаимные тарифные ставки затронут все отрасли. Многим предприятиям неизбежно придется переложить возросшие затраты на клиентов, что подтверждает подавляющее мнение нашего бизнес-сообщества о том, что высокие тарифы приведут к росту инфляции», — говорится в отчете.
Среди других трудностей компании называют снижение спроса на международных рынках (33%) и усложнение нормативно-правового регулирования (35%). Последний показатель вырос на шесть процентных пунктов с мая, что эксперты связывают с «настоящей бурей неразберихи в соблюдении требований из-за колеблющихся ставок взаимных тарифов США».
В ответ на торговую политику и вводимые контрмеры почти половина компаний повышает цены на свою продукцию или планирует сделать это в ближайшее время. Лишь 13% опрошенных не собираются пересматривать ценовую политику. Те, кто не повышает цены, в основном сокращают операционные или производственные расходы. В августе 77% респондентов заявили, что ожидают роста инфляции из-за тарифов.
При этом торговые пошлины стали в меньшей степени влиять на долгосрочные инвестиционные решения и планы по расширению бизнеса — на это указали 45% респондентов. Аналитики GlobalData предполагают, что многие фирмы, возможно, уже воспринимают тарифы как «новую норму» в торговых отношениях с США. Адаптировав свои цепочки поставок и ценообразование, бизнес «встроил» эффект от тарифов в долгосрочное стратегическое планирование.