ЕС усилит контроль над прямыми иностранными инвестициями в чувствительных отраслях



Европейский Союз достиг предварительного соглашения, обязывающего все страны-члены усилить проверку прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на территорию блока. Это касается особенно чувствительных секторов, таких как оборона, искусственный интеллект и критически важные полезные ископаемые. Соглашение, заключенное между председательством Совета ЕС и представителями Европейского парламента, призвано укрепить потенциал блока по выявлению, оценке и устранению рисков, исходящих от отдельных иностранных вложений, при сохранении открытости для мировой торговли.

Пересмотренная система основывается на действующем механизме скрининга ПИИ, функционирующем с октября 2020 года. Новое соглашение обязывает все государства-члены внедрить механизмы проверки с общим минимальным охватом. Инвестиции, осуществляемые через дочерние компании ЕС, также будут включены в процесс скрининга. Ранее Financial Times сообщала о намерениях ЕС пересмотреть свою рамочную программу регулирования иностранных инвестиций с акцентом на обеспечение того, чтобы вложения китайских компаний приносили ощутимую выгоду местным работникам и способствовали передаче технологий.

Целью соглашения является достижение большей «последовательности между национальными механизмами», снижение административной сложности для инвесторов и обеспечение решения трансграничных проблем безопасности.

Государства-члены обязуются создать механизмы скрининга, охватывающие определенный круг чувствительных областей. Согласно заявлению ЕС, это включает товары двойного назначения и военное оборудование, «гиперкритические технологии», такие как AI, полупроводники и квантовые технологии, критическое сырье, а также критически важные объекты транспортной, энергетической и цифровой инфраструктуры. Пересмотр регулирования также распространяется на инфраструктуры, связанные с выборами, например, системы голосования и базы данных, а также на «ограниченный перечень» финансовых организаций, включающий центральных контрагентов, операторов регулируемых рынков, центральных депозитариев ценных бумаг, операторов платежных систем (за исключением центральных банков) и «системно значимые» учреждения.

Решения о проверке останутся в исключительной компетенции того государства-члена, куда поступают инвестиции. Одобрение, выдвижение условий или запрет инвестиций по-прежнему являются исключительной ответственностью конкретной страны. Соглашение сохраняет этот принцип, одновременно повышая «прозрачность и координацию» между национальными властями и Европейской комиссией. В случаях, когда другие государства-члены высказывают замечания или Комиссия выносит свое мнение, проверяющее государство обязано объяснить, как эти мнения были учтены, включая причины любых разногласий, без ущерба для «чувствительных соображений национальной безопасности». Комиссия «может оказывать помощь» принимающему государству-члену в сборе информации.

Также были уточнены операционные аспекты новой рамочной программы. К ним относятся внедрение «общей базы данных для предотвращения обхода правил» и содействие обмену опытом между органами власти, создание опционального единого портала для электронной подачи заявок на иностранные инвестиции (по запросу минимум девяти государств-членов), а также уточнение факторов риска для оценки зарубежных инвестиций. До официального принятия предварительное соглашение будет представлено на одобрение Совета ЕС и Парламента. Новые правила вступят в силу через 18 месяцев после вступления в действие регламента.

Данный пересмотр является частью пакета Европейской комиссии по укреплению экономической безопасности ЕС на 2024 год. Мортен Бёдсков, министр промышленности, бизнеса и финансовых дел Дании, заявил: «Сегодняшнее соглашение укрепляет способность ЕС защищать свою безопасность и общественный порядок, одновременно гарантируя, что Европа остается привлекательным местом для инвесторов». Он добавил, что был достигнут «сбалансированный и соразмерный механизм, ориентированный на наиболее чувствительные технологии и инфраструктуры, уважающий национальные прерогативы и эффективный как для властей, так и для бизнеса».

В прошлом году Комиссия уже приняла пять инициатив, направленных на ужесточение торговли с не входящими в ЕС субъектами и улучшение скрининга ПИИ внутри блока, рекомендуя всем государствам-членам внедрить механизмы проверки прямых инвестиций из-за рубежа для усиления контроля за неевропейскими бизнес-инициативами на их территории.