IKEA меняет стратегию: наращивание производства в США на фоне тарифов и экспансии



Шведский мебельный гигант IKEA намеревается значительно увеличить закупки у американских производителей. Это решение обусловлено ростом затрат на импорт товаров, таких как матрасы, диваны и книжные шкафы, вызванным пошлинами, введенными еще во время президентства Дональда Трампа. Данный стратегический маневр является заметным изменением курса для компании, чья доля продукции, произведенной в США, неуклонно снижалась на протяжении последних десяти лет.

Примечательно, что Inter IKEA, управляющая франчайзингом бренда, еще в 2019 году закрыла свое производственное предприятие в Вирджинии, переориентировав производство обратно в Европу. Сегодня инициатива по наращиванию выпуска товаров ближе к американским потребителям призвана поддержать масштабную экспансию IKEA на территории США — второго по величине рынка компании, а также в более широком регионе, охватывающем Мексику, Канаду, Чили и Колумбию, с запланированными открытиями в Панаме и Коста-Рике. В 2023 году IKEA уже объявила об инвестициях в размере 2,2 миллиарда долларов США (20,68 миллиарда шведских крон) на три года, направленных на развитие в США.

Как сообщила агентству Reuters глобальный менеджер по поставкам Inter IKEA Сюзанна Вайдзунас, компания «проектирует свою логистическую сеть таким образом, чтобы она стала значительно более устойчивой, прочной и оперативнее реагирующей на вызовы». Вайдзунас подчеркнула, что магазины по всей Северной и Южной Америке в настоящее время в значительной степени зависят от импортной мебели, что приводит к увеличению сроков доставки. «Чем ближе мы можем строить, тем быстрее мы можем реагировать с точки зрения поставок, как при росте спроса, так и при его снижении», – пояснила она.

По словам Вайдзунас, решение о переносе производства ближе к потребителям в США было принято еще до последнего витка повышения тарифов и является частью глобальной стратегии компании. Однако нынешние экономические условия сделали этот сдвиг особенно актуальным, поскольку возросшие пошлины вынудили IKEA поднять цены на некоторые товары в США, несмотря на ее репутацию доступного бренда. Следует отметить, что продажи компании снижались два года подряд, поскольку она вынуждена была снижать цены для привлечения клиентов, сталкивающихся с экономическими трудностями.

Агентство Reuters также сообщает, что литовский поставщик IKEA, компания SBA Home, наращивает производство на своем первом заводе в США, расположенном в Северной Каролине. В рамках инвестиций в размере 70 миллионов долларов, частично поддержанных Inter IKEA, этот поставщик будет производить для IKEA такие изделия, как полки KALLAX. Генеральный директор SBA Home Юргита Радзевиче отметила, что преимущественно автоматизированное предприятие постепенно наращивает свои производственные мощности и, по прогнозам, будет выпускать два миллиона единиц мебели в год.

Согласно данным Reuters, IKEA в США гораздо сильнее зависит от импорта, чем на других рынках. Лишь 15% товаров IKEA, продаваемых в американских магазинах, производятся внутри страны, что является снижением по сравнению с 19% в 2014 году. Для сравнения, 70% европейских продаж IKEA и 80% азиатских продаж приходятся на продукцию, произведенную внутри соответствующих регионов. Среди ключевых стран-поставщиков компании — Германия, Китай, Польша, Италия и Литва.

Вайдзунас признала, что производство в США обходится дороже, однако подчеркнула значительный рост мировых затрат на доставку и непредсказуемость логистики с началом пандемии Covid-19. IKEA планирует расширять сотрудничество с существующими американскими поставщиками, такими как Sauder Woodworking, а также активно искать новых, в особенности для крупногабаритных товаров, стремясь обеспечить производство большинства матрасов непосредственно в США.